cliotada

Categories:

История папамобиля

Папамобиль, несмотря на свое забавное название, призван выполнять весьма важную миссию – служить транспортным средством главе католической церкви. Легкомысленное прозвище почтенному автомобилю придумали журналисты. Впервые оно появилось в прессе при Иоанне Павле II, и несмотря на недовольство папы, быстро прижилось и сейчас используется повсеместно.

Первый автомобиль появился в гараже Ватикана в самом начале ХХ века, но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем понтифики окончательно приняли и оценили по достоинству своих «железных коней». В своей истории папамобиль прошел долгий и нелегкий путь от переносного трона до современного мощного внедорожника. Об основных вехах и поворотных моментах на этом пути и пойдет речь.

Sedia Gestatoria

В наше время кажется абсолютно естественным, что глава церкви передвигается на автомобиле. Однако достойным понтифика его признали далеко не сразу.  С давних времен основным средством передвижения папы была Sedia Gestatoria  -  это вариант паланкина, представляющий собой богато украшенный переносной трон, снабженный двумя опахалами. Чтобы сдвинуть эту чрезвычайно тяжелую конструкцию с места, требовались усилия 12 сильных мужчин, так называемых palafrenieri. 

Дальних поездок верховный понтифик обычно не совершал, и Sedia Gestatoria служила в основном для перемещения папы из Ватикана на службу в Собор Святого Петра и обратно. Этот «вид транспорта» был окончательно забыт лишь при  Иоанне Павле II, но до сих пор Sedia Gestatoria используется в церемонии рукоположения каждого нового понтифика. 

Для того чтобы совершить более длительную поездку, папы предпочитали использовать традиционные кареты, запряженные лошадьми. Но в конце XIX века  произошло событие, которое заставило понтификов, за ненадобностью, оставить и их. 

В 1870 году на карте Италии официально перестала существовать независимая Папская область, которая вместе с Римом перешла под контроль итальянского правительства. В знак протеста папа Пий IX объявил себя «пленником Ватикана», и навсегда отказался покидать свое крошечное государство. С тех пор, папы не могли выезжать за пределы Ватикана вплоть до 1929 года, когда Бенито Муссолини заключил со Святым Престолом Латеранское соглашение, прервавшее добровольное заточение понтификов.

Первый папамобиль

Несмотря на изоляцию, первый автомобиль появился у папы Пия X уже в 1909 году, то есть практически на заре автомобилестроения. Это был роскошнейший Itala 20/30. Такой необычный по тем временам подарок преподнес понтифику кардинал Фалерн, архиепископ Нью-Йорка. Однако за все время пребывания в папском гараже, автомобилю удалось проехать лишь 12 километров, папа всего раз прокатился на нем по саду Ватикана и оставил дорогую игрушку со словами: «Я родился бедным, жил бедным, и желаю умереть бедным». 

А вот преемник консервативного папы, Пий XI, напротив, не стал протестовать против технического прогресса. Он не просто прослыл большим любителем нового вида транспорта, но и стал первым понтификом, который сам научился управлять автомобилем. К тому же именно ко времени его правления относится Латеранский договор с Муссолини, позволивший папе свободно перемещаться по стране.

Руководители крупных автомобильных фирм тут же просчитали, сколько выгод может принести такая реклама, как создание папамобиля, и наперебой принялись предлагать Ватикану свои разработки. Однако сначала понтифик отдавал предпочтение только итальянским маркам. В гараже Пия XI  насчитывалось 16 автомобилей. Римская церковь тратила деньги только на их содержание, так как изначально повелось, что машины понтифику дарились. 

Французы против немцев

Первой иностранной маркой, сумевшей победить монополию итальянцев, стал Ситроен. Французская компания подарила папе роскошный, бордовый с позолотой,  Citroen C6E Lictoria, с салоном, отделанным сиреневым бархатом. На сиденьях была вышита монограмма святого Христофора – покровителя всех путешественников и водителей. 

От Ситроена не отставал и Мерседес, презентовавший главе католической церкви лимузин Mercedes 460 Nurburg, который был еще роскошнее по отделке. Этот автомобиль очень понравился Пию XI и он часто катался на нем по дорожкам вокруг Латеранского дворца. Эта машина прожила очень долгую жизнь, на ней любил ездить даже Иоанн Павел II.

Следующий папа, Пий XII предпочитал другой автомобиль марки Мерседес – кабриолет 320. Машин этой серии было выпущено так мало, что сегодня даже невозможно найти ее изображение.Вообще, Мерседес очень ответственно относился к созданию папамобилей. С 1965 года, когда папе Павлу VI подарили новый Mercedes-Benz S600 Pullman Landaulet,  в компании сложилась традиция – при каждом обновлении модели S-класса, на его базе обязательно строился и новый папамобиль.

Идеальный папамобиль

Но не только европейские машины претендовали на место в гараже Ватикана. Павел VI имел в своем распоряжении японский внедорожник Toyota Land Cruiser. Папе машина пришлась по вкусу, но его появление на людях в этом автомобиле вызывало недовольство среди верующих. Главной заслугой Тойоты стало то, что с момента ее появления в Ватикане, всем стало понятно - именно внедорожник должен стать идеальным папамобилем. Большие машины с дизельным двигателем обеспечивали плавный ход на минимальной скорости, и к тому же в таком просторном автомобиле с высокой посадкой наместник святого Петра был очень хорошо виден своей пастве. 

Папа Иоанн Павел II предпочитал передвигаться уже исключительно в открытых внедорожниках. Это оказалось большой ошибкой. 13 мая 1981 года, приветствуя паству в скромном и демократичном Fiat Campagnola, понтифик стал жертвой покушения. На Иоанна Павла II напал религиозный фанатик Мехмет Али Агджа. Папа был ранен в живот, но выжил. 

С этого момента начинается новая эра в истории папамобилей. Они стали бронированными, так как кроме удобства понтифика, нужно было позаботиться и о его безопасности. 

Броня крепка

Первым бронированным папамобилем стал Land Rover 109, который оснастили высоким пуленепробиваемым стеклянным колпаком. Решение оказалось очень удачным, и по этому принципу теперь выпускаются все автомобили для понтифика. Вслед за Ленд Ровером был построен и Рендж Ровер. 

В 1982 году Иоанн Павел прибыл с официальным визитом в Великобританию, где ему был презентован, наверное, самый экстравагантный папамобиль в истории. Это огромный, 24-тонный трехосный вездеход Leyland Constructor, построенный на базе настоящего грузовика. Его бронированный кузов был способен выдержать автоматную очередь, а высокий кузов позволял прихожанам увидеть папу даже из последних рядов восхищенной толпы.

Однако сам папа предпочитал англичанам немца, конечно же Мерседес. На своем любимом Mercedes-Benz G230 за 23 года Иоанн Павел II объехал практически весь мир. Поэтому неслучайно, что именно этот автомобиль стал самым узнаваемым папамобилем во всей истории. 

К концу жизни, уже очень больному понтифику пришлось пересесть в другой автомобиль, Mercedes ML430, который был специально оборудован приспособлениями для размещения в инвалидной коляске. Клиренс был понижен до минимально возможного, а в салоне появились аппарели для въезда коляски. 

На пути к демократии

Преемник легендарного папы, Бенедикт XVI оказался небольшим любителем поездок. Но в вынужденных передвижениях по стране по-прежнему предпочитал Мерседес, отвергнув машины таких известных моделей, как Volkswagen Touareg и BMW Х5. Инженеры из Штутгарта оснастили папамобиль новым колпаком, который стал теперь еще больше и прозрачнее. 

Нынешний папа Франциск оказался и вовсе аскетом. С его приходом гараж Ватикана заполнили автомобили бюджетных моделей. Теперь понтифик может выехать к пастве на Skoda Rapid или Dacia Duster. 

А вот роскошный Lamborghini Huracan, подаренный папе в 2017 году, до Ватикана так и не доехал. Франциск благословил машину и она была продана на аукционе за 715 тысяч долларов.

Уже давно ведутся разговоры о том, чтобы оснастить автомобиль главы католической церкви не бензиновым, а электрическим мотором. Выполнить такой заказ взялась немецкая компания Solar World, специализирующаяся на изготовлении солнечных батарей. Но пока этот проект в разработке.

«Если бы Христос это видел!»

Все автомобили в гараже Ватикана имеют номерной знак с порядковым номером и аббревиатурой SCV, что означает «Stato della Citta del Vaticano» — государство и город Ватикан. Когда на автомобиле выезжает папа, номер любого из них меняют на SCV 1, по аналогии с тем, как самолет президента страны всегда считается «бортом №1». Жизнерадостные итальянцы тут же придумали этому номеру забавную расшифровку: «Se Cristo Vedesse», что в переводе означает «Если бы Христос это видел!». 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded