cliotada Golden Entry

Categories:

Гидравлические судоподъемники на Центральном канале. Бельгия

История знает немало случаев, когда, казалось бы, вполне прозаическое сооружение становиться яркой и необычной достопримечательностью, а полет инженерной мысли потрясает воображение не только специалистов, но и людей, бесконечно далеких от техники. Судоподъемники на Центральном канале в Бельгии, как раз, относятся к таким достопримечательностям и по праву входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Центральный канал – одна из важнейших транспортных артерий Бельгии, был сооружен в 1832 году. Для экономики страны было крайне важно связать между собой бассейны Шельды и Мааса, чтобы облегчить вывоз угля с местных каменноугольных месторождений. 

Однако судоходству мешал слишком большой перепад высот, на небольшом участке в 7 километров, он составлял 66 м. По ряду причин строительство обычных шлюзов на канале было невозможно, и перед бельгийскими властями встала почти неразрешимая проблема. Оригинальное решение нашел англичанин Эдвин Кларк, который предложил соорудить на самом сложном участке канала несколько судоподъемников, каждый из которых регулировал бы высоту около 15 м. 

Первый судоподъемник был открыт в 1888 году. Он представлял собой довольно сложную конструкцию в модном в то время индустриальном стиле. Однако для свободного судоходства требовалось наладить работу еще, как минимум, трех таких же судоподъемников, а молодое бельгийское государство не сразу смогло найти средства на продолжение строительства. В течение последующего десятилетия их все же достроили, но открытие было отложено на неопределенное время. 

Как часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. В строй оставшиеся три подъемника ввели оккупационные войска Германии во время Первой мировой войны. Немцы предпочли не раздумывать над рентабельностью предприятия и активно использовали сооружения в своих военных целях.

На протяжении всего ХХ века четыре судоподъемника Центрального канала исправно работали, обеспечивая судоходство в одном из самых важных районов Центральной Европы. Однако рост тоннажа судов вскоре сделал их использование невозможным. В результате, рядом было проложено новое русло канала и построен современный, самый большой в мире вертикальный судоподъемник Стрепи-Тьё. 

Старые судоподъемники ныне обслуживают только легкие прогулочные катера, но до сих пор находятся в строю и считаются одним из самых интересных памятников индустриальной эпохи.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded