cliotada

Categories:

Поющие Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона первыми встречают туристов, собирающихся осмотреть некрополь города Фивы – знаменитую Долину царей. Две внушительных размеров статуи, изображающие сидящего фараона, выглядят одновременно величественно и жутко. 

Дело в том, что от лиц колоссов практически ничего не осталось, а фигуры испещрены многочисленными сколами и почти утратили свое былое изящество. Уже в течение нескольких тысячелетий  Колоссы представляют собой две груды причудливо уложенных валунов, лишь отдаленно напоминающих очертания человеческих фигур. 

Когда древние греки впервые достигли Луксора, они застали статуи примерно в том же состоянии, что и сейчас, но были потрясены их величием. Разумеется, они попытались узнать, кому посвящены изваяния. 

Художник Жан-Леон Жером (1824-1904)
Художник Жан-Леон Жером (1824-1904)

Местные жители называли слово «менну» - которое означало всего лишь статую сидящего фараона. Греки же по созвучию решили, что статуи принадлежат легендарному эфиопскому царю Мемнону, павшему от руки Ахилла во времена Троянской войны. Тело легендарного царя было увезено для захоронения на родину, потому потомки воинственных ахейцев и решили, что нашли его гробницу. С тех пор статуи стали называться Колоссами Мемнона, и это название сохранилось за ними до наших дней. 

Ученые давно выяснили, что гигантские статуи изображают Аменхотепа III, фараона XVIII династии. Изначально они украшали вход в его Поминальный храм, где фараона почитали как воплощенного бога при жизни, и где его душа должна была обрести покой после смерти. 

Храм Аменхотепа

В свое время храм Аменхотепа был самым роскошным во всем Египте и занимал площадь около 35 гектаров. Даже расположенный неподалеку знаменитый храм в Карнаке, сегодня считающийся самым большим культовым сооружением в мире, был тогда лишь бледной тенью гробницы Аменхотепа.

Реконструкция
Реконструкция

Фараон мог себе позволить подобную роскошь. Время его правления было одним из самых спокойных и изобильных во всей истории Древнего Египта. Повелитель Двух Земель не вел никаких войн, а потому мог полностью сосредоточиться на строительстве.

Время не пощадило Поминальный храм. Расположенный близко от воды, он не устоял против разливов Нила. Фундамент оказался слишком слабым, для того, чтобы выдержать ежегодное испытание водой. К тому же, как и любая другая царская гробница, храм быстро стал добычей для грабителей, а его разрушение довершили преемники Аменхотепа, растащив остатки каменной кладки для собственных грандиозных построек. Особенно отличились в деле уничтожения памяти своего предшественника фараоны Рамзес II и Мернептах. 

В результате природных факторов и человеческого вандализма, гробница Аменхотепа была стерта с лица земли еще задолго до нашей эры, и только Колоссы, устоявшие во всех катаклизмах, остались единственным напоминанием о ней.  

Материалом для изваяний послужил кварцитный песчанник, который во времена Аменхотепа добывали в районе современного Каира. Расстояние между каменоломнями и храмом составляло около 670 км, и для ученых до сих пор остается загадкой, каким образом массивные каменные блоки доставили в Луксор. Самая популярная теория гласит, что их тащили волоком по земле, так как по воде блоки такой тяжести транспортировать было невозможно. Масса каждой статуи оценивается учеными приблизительно в 700 тонн, а в высоту они достигают более 18 метров.

Фото 1900 года
Фото 1900 года

У ног обоих Колоссов расположены изваяния, значительно меньших размеров. Одна из них изображает царицу Мутемуйю, мать фараона, а вторая – его жену, царицу Тейю. Эти две женщины занимали значительное место в истории Египта и стали первыми, кто удостоился собственной статуи. До этого времени имена жен и матерей в лучшем случае вырезались на стенах гробниц фараонов, а о большинстве не упоминалось вовсе. 

Поющие статуи

Колоссы Мемнона вполне благополучно пережили всех египетских фараонов, дожив до времен Птолемеев. И уже на заре новой эры их постигло суровое испытание, которое по иронии судьбы принесло им всемирную славу. 

Сильное землетрясение, случившееся в Египте в 27 г н.э., сильно повредило статуи, расколов одну из них. С тех пор колоссы начали «петь». 

Каждое утро, на восходе одна из статуй начинала издавать странные звуки, похожие на стон. Звук был настолько чистым, что долгое время его тон считался эталонным в античном мире, и именно по нему древнегреческие музыканты настраивали свои инструменты.

Художник Дэвид Робертс
Художник Дэвид Робертс

Античные поэты незамедлительно облекли этот факт в красивую легенду, повествуя миру, что это царь Мемнон, который, как известно, был сыном богини Эос, каждое утро жаловался матери на свою горькую судьбу. 

Ученые утверждают, что причиной этого необычного явления стали колебания влажности и температуры, воздействующие на поврежденный камень. 

Так или иначе, но слава о поющих Колоссах Мемнона быстро разлетелась по всему античному миру, и уже в те времена, к ним начали приезжать туристы, чтобы своими глазами увидеть и услышать это чудо.

Конец удивительному явлению положил римский император Септимий Север, который, исполняя волю оракула, повелел отремонтировать поврежденного колосса. Части статуи скрепили специальным раствором, но колосс замолчал навсегда.

Вообще нельзя сказать, что «реставрация» Септимия Севера пошла изваяниям на пользу. Они остались такими же полуразрушенными, какими их можно видеть сейчас, и к тому же лишились своего удивительного «голоса». 

Но даже в таком виде они производят впечатление на любого зрителя. Величественные и уже безмолвные, они в течение нескольких тысячелетий равнодушно наблюдают, как изменяется мир вокруг. Сменяются народы и религии, но Колоссы Мемнона остаются такими же, какими их помнили еще жители Древнего Египта и кажется, что время над ними совершенно не властно.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded