cliotada

Category:

Сказка о Гадком утенке

Сегодня я хочу рассказать удивительную историю одного легендарного автомобиля. 

С легкой руки какого-то журналиста, Citroen 2CV все называли Гадким утенком и его судьба оказалась очень схожа с судьбой одноименного сказочного персонажа. 

Созданный в качестве альтернативы крестьянской телеги, маленький автомобильчик поначалу не слишком отличался от нее дизайном и ходовыми качествами. Кто бы мог предположить, что столь утилитарное средство передвижения станет символом целой эпохи в жизни Франции.

Анри Ситроен родился в семье богатого еврейского торговца драгоценными камнями. После смерти отца юноша получил достойное наследство, но не оставил свою мечту стать инженером. Некоторое время он работал на заводе по производству паровозов, где ему удалось дослужиться до звания технического директора. 

В годы Первой Мировой Ситроен открыл небольшой заводик по производству шрапнели, а после войны переоборудовал его для постройки автомобилей и основал свою компанию. 

Уже первая модель нового бренда - Type-A стала достаточно популярной. К тому же Ситроен оказался прекрасным бизнесменом, знающим толк в маркетинге. Именно ему принадлежит рекорд Книги Гиннеса по размещению рекламного баннера на самом большом носителе, которым стала Эйфелева башня. 

К несчастью, Анри Ситроен был страстным азартным игроком, поэтому вскоре разорил свое довольно успешное предприятие, которое в конечном итоге стало собственностью компании Mishelin. 

Именно в эпоху Мишлен и появился Утенок. Дело в том, что шинному гиганту требовалось обширное поле для реализации собственной продукции, а автомобили в то время были еще роскошью. Вот тогда и пришла идея превратить их в средство передвижения, создав доступный народный, можно даже сказать, крестьянский автомобиль. Массовое производство таких малолитражек должно было надолго обеспечить стабильный спрос на продукцию компании.

Очень интересно, как поменялся символ Mishelin за прошедший век
Очень интересно, как поменялся символ Mishelin за прошедший век

В 1936 году на Citroen  запустили программу TPV по производству особо малых автомобилей. Ее целью стало создание авто, на котором крестьянин мог бы проехать по вспаханному полю и без потерь довести свой урожай до ярмарки. 

Старту программы предшествовал невероятный и беспрецедентный на тот момент шаг – опрос общественного мнения. Специалисты Citroen объездили множество французских деревушек, расспрашивая их жителей о том, какой именно им требуется автомобиль и нужен ли он им вообще.

Работы начались в первой половине 1936 года, и за полтора года было построено, испытано и забраковано более 20 прототипов. Инженеры старались упростить и облегчить все, что только можно…

К 1939 году были созданы несколько первых экземпляров автомобиля. Альтернатива телеги имела алюминиевый каркас, легкий брезентовый верх, двигатель с водяным охлаждением, пожирающий всего 3 л топлива на каждую сотню километров, сиденья-гамаки, подвешенные к крыше, и только одну фару, опять же, в целях экономии. 

А вот чего не имел новый автомобильчик, так это веса, его масса едва превышала 350 кг. Внешний вид и комфорт тоже были не на высоте, но это никого не смущало.

Все шло к тому, что в скором времени французскому крестьянству предстояло дать отдых своим рабочим лошадкам и пересесть на железных коней. 

Но Вторая Мировая война едва не стала фатальной для новорожденного Утенка. В отличие от многих других компаний, после оккупации Франции, Ситроен отказался сотрудничать с немцами, а потому решил уничтожить все опытные прототипы своих автомобилей, чтобы они не достались врагу. 

Чудом сохранились лишь 5 экземпляров Утенка, тщательно спрятанные  и благополучно забытые в одном из сараев. После войны их нашли, и работа продолжилась.

Те самые экземпляры, пережившие Вторую мировую
Те самые экземпляры, пережившие Вторую мировую

Однако люди, пережившие все тяготы войны, уже не хотели мириться с полным отсутствием комфорта. Поэтому конструкторам пришлось вновь постараться. Автомобильчик все же получил две полноценные фары и два дворника, а кресла-гамаки были заменены нормальными. Существенной доработке подверглась и ходовая часть.

Новое название автомобиля - 2CV, означало 2 лошадиные силы – мощность, не облагаемая во Франции налогом. В реальности сил было больше, целых 6 – невероятная мощность для тех, кто привык использовать только одну. 

Работы затянулись на три года и в прессе уже начали посмеиваться над проектом TPV, называя его «Toujours Pas Vue» («Пока не виден»). Но на самом деле триумф машинки был уже не за горами.

Утенок впервые увидел свет на Парижском автосалоне 1948 года. И в тот момент всем казалось, что лучше бы он не видел его вообще… 

Столько насмешек на своем веку, наверное, не видел ни один автомобиль. Малютку называли консервной банкой и интересовались, прилагается ли к ней открывашка. Журналисты не стеснялись в эпитетах, а судьбу автомобиля-катастрофы ему предрекал чуть ли не каждый второй специалист.

Но, несмотря на все издевки, прямо во время салона на новый Ситроенчик поступили первые заказы. Конечно, основным движущим фактором стала цена автомобиля, но это уже детали.

За последующие пару месяцев заказов на 2CV стало так много, что завод сразу обеспечил себя работой на ближайшие 5 лет. А из-за огромной очереди, купленная с рук машина оценивалась дороже новой, так как доставлялась покупателю сразу, а не через несколько лет. 

Несмотря на свой жутковатый вид, этот автомобиль прочно завоевал сердца французов и стал настоящим символом этой страны. Да, ему не суждено было стать прекрасным лебедем, но его полюбили и так. 

Последний Утенок сошел с конвейера в 1990 году. Такая долгая жизнь не снилась ни одному ослепительно красивому «божеству на колесах». Они рождались, блистали и забывались, а он все ездил и ездил…

И до сих пор еще ездит. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded