cliotada

Categories:

Раймондо ди Сангро и его таинственная капелла Сан-Северо

Неаполитанская капелла Сан-Северо знаменита на весь мир своими потрясающими скульптурами. Красота этих изваяний вызывает искреннее восхищение и заставляет художников всего мира искать секреты удивительной техники их исполнения. Но возможно, что за всеми чудесами капеллы стоит лишь один человек — ее создатель Раймондо ди Сангро.

Первая капелла была построена на территории имения знатной семьи Сангро в самом конце XVI века. Это был вотивный храм (то есть храм во исполнение обета) в честь образа Девы Марии «Пьета», возведенный в память о двух произошедших здесь чудесах. 

Пьета Микеланджело. Образ Девы Марии, оплакивающей своего Сына
Пьета Микеланджело. Образ Девы Марии, оплакивающей своего Сына

По легендам, еще в 1624 году мимо дома Сангро проводили одного незаслуженно осужденного человека. Тогда, в осыпающейся кладке одной из стен несчастный увидел образ Богородицы, и поклялся пожертвовать образу серебряный медальон, если будет оправдан. Его действительно оправдали и бывший узник исполнил свой обет.

Вскоре случилось и второе чудо. Увидев образ Девы Марии, от тяжелой болезни исцелился сам хозяин имения — Джованни Франческо Паоло де Сангро, первый князь Сан-Северо. В знак благодарности, князь немедленно приказал заложить на месте явления образа небольшую часовню Санта-Мария-делла-Пьета.

С тех пор часовня стала семейной усыпальницей князей Сан-Северо. Ее несколько раз расширяли, но окончательный свой вид она приобрела в XVIII веке, когда за реконструкцию взялся Раймондо ди Сангро.

Раймондо был одним из самых просвещенных, но и самых таинственных людей своего времени. Обладатель энциклопедических знаний, он прославился и как ученый-изобретатель, и как алхимик, масон и еретик. Среди «мирских» изобретений Раймондо можно отметить технику цветного книгопечатания, хотя его больше привлекали учения тайные, в коих он также достиг немалых высот (об этом чуть позже).

Но самой главной страстью и любимым детищем этого просвещенного человека стала капелла Сан-Северо. Планируя ее перестройку Раймондо выступал одновременно и заказчиком, и архитектором проекта. Он тщательно продумал каждую деталь интерьера, при этом все скульпторы и художники знали только свою часть работы и понятия не имели об общем замысле.

Наверное из-за этой таинственности, с самого начала работ ходили слухи, что Раймондо строит совсем не католическую капеллу, а настоящий масонский храм. Символов здесь действительно много, и возможно, слухи не были совсем уж беспочвенными. Тем более, что Раймондо ди Сангро был Великим магистром всех масонских лож Неаполя, пока в 1751 году папа своей буллой не упразднил все ложи королевства.

Так или иначе, но капелла Сан-Северо до сих пор считается выдающимся произведением искусства, и образцом безупречного вкуса и целостности композиции.

Подробное описание всех ее архитектурных и скульптурных чудес заняло бы очень много времени, поэтому остановлюсь на трех главных шедеврах, которые смогут добавить еще одну красочку к портрету главного архитектора.

Всемирную славу капелле принесли три удивительные скульптуры, техника исполнения которых до сих пор остается тайной.

Центральным элементом интерьера стала скульптура «Христос под плащаницей». Ее автор, Джузеппе Санмартино сумел добиться удивительной реалистичности в исполнении ткани, окутывающей тело Спасителя. Даже не верится, что все эти тончайшие складки драпировки можно было вырезать из мрамора...

Вторая потрясающая скульптура — «Целомудрие» Антонио Коррадини. Здесь мы тоже видим женщину, окутанную прозрачной тканью, и ткань эта опять же, выполнена из мрамора...

Третий шедевр — «Избавление от чар». Его автор Франческо Квироло работал не только с мрамором. «Грубая» рыбацкая сеть, оплетающая фигуру, на сей раз выполнена из вулканической пемзы, но специалисты в наше время уверены, что повторить столь тонкую работу в данный момент не сможет никто...

Не кажется ли вам странным, что в одно время и в одном и том же месте работали сразу три мастера, обладающие немыслимой, даже для современных технологий, техникой обработки камня? Искусствоведы до сих пор теряются в догадках, как такое могло случится...

Ответ можно найти в легендах. Как вы помните, Раймондо ди Сангро занимался многими тайными науками, в том числе и алхимией. Алхимия же — это не только искусство превращения неблагородных металлов в благородные, а наука о Превращении вообще, во всех смыслах этого слова. И вполне возможно, что сам заказчик весьма активно помогал талантливым скульпторам воплощать свои самые смелые художественные замыслы в жизнь.

Есть сведения, что в архивах Неаполя сохранился договор от 25 ноября 1752 года, заключенный между князем Сан-Северо и Джузеппе Санмартино. Из него следует, что материалом для савана Христа изначально служила... простая хлопковая простынь. Ткань превратилась в мрамор уже позже, благодаря неким манипуляциям со стороны Раймондо.

Верить этому или нет, решайте сами. Чудеса в этой истории все равно присутствуют, а вот в чьем неповторимом мастерстве они заключаются, знают пока только молчаливые скульптуры капеллы Сан-Северино...


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded