cliotada

Categories:

Царство Пресвитера Иоанна

Сегодня я хочу рассказать об одной из самых необычных легенд Средневековья. В наши дни о ней вспоминают довольно редко, но в свое время она была чрезвычайно популярна, и вдохновила на подвиги немало рыцарей, отправляющихся в очередной Крестовый поход.

Чтобы решиться на  сложное и опасное дело, людям нужна Вера во что-то удивительное. И вот таким сказочным мифом стало для крестоносцев Царство пресвитера Иоанна, располагавшееся, по преданиям, где-то далеко на Востоке, чуть ли не в Индии.

Но еще более удивительным, уже нам, покажется тот факт, что легенда эта возникла не на пустом месте. Есть в ней доля истины, правда небольшая...

Зачем?

Как вы знаете, в деле завоевания Святой земли удача сопутствовала крестоносцам лишь на первых порах. Успешным стал только первый Крестовый поход, а дальше дела у воинов Христа шли все хуже и хуже. 

К середине XII века рыцари терпели на Востоке одно поражение за другим.

24 декабря 1144 года под напором армии сельджуков пала Эдесса. Это была очень болезненная потеря для европейцев, к тому же, в опасности теперь оказались Антиохия и Иерусалим. 

Слабые правители восточных христианских государств не могли обеспечить достойный отпор хорошо организованным сельджукам, и в Европу потянулись бесконечные посольства с мольбами о военной поддержке. 

Однако монархи Старого света не очень спешили на помощь крестоносцам. Фанатичный религиозный пыл почти угас, и дела в собственных владениях волновали их куда сильнее, чем судьба Латинских королевств на Ближнем Востоке.

Ждать помощи было неоткуда, и за неимением других вариантов, невероятно сильную союзную армию решили просто придумать.

Рождение мифа

В 1122 году в Рим, ко двору папы Каликста II прибыл странный гость, назвавший себя Иоанном — индийским епископом из города Ульна. Этот визит был тщательно задокументирован аббатом Одо, настоятелем монастыря святого Ремигия, поэтому в том, что встреча состоялась, сомневаться не приходится.

Посланец с Дальнего Востока поведал понтифику удивительную историю о своей родине. По словам Иоанна, город, откуда он прибыл, стоит на текущей из самого земного рая реке Фисон. Ее воды несут в себе несметные богатства — золото и драгоценные камни. Неподалеку от Ульна находится большое озеро, в его центре возвышается высокая гора, а на ее вершине стоит усыпальница святого апостола Фомы.

Апостол Фома кисти Рубенса
Апостол Фома кисти Рубенса

Тело святого вот уже тысячу лет покоится в раке, оставаясь нетленным. Раз в год, за неделю до дня поминовения апостола Фомы (21 декабря), воды озера расступаются, давая возможность верующим приблизится к его телу. И вот тут свершается чудо — каждому паломнику святой собственноручно кладет в рот облатку. Но если к нему вдруг приблизится грешник, рука Фомы с облаткой сожмется в кулак, и остальным благословление можно будет получить лишь в том случае, если нечестивец искренне покается или же покинет храм.

Пусть и не сразу, но Каликст II признал, что слова гостя истинны, и благодаря всемогущему Господу апостол может совершать невиданное. 

Так история о чудесном индийском царстве и гробнице святого Фомы получила своего рода «сертификат подлинности» (позже она ляжет в основу всех легенд о царстве пресвитера Иоанна). 

Поэтому, когда спустя 23 года епископ из Габалы Гуго, прибывший в Рим просить помощи в борьбе против мусульман, поведал папе о могучем индийском христианском царе — пресвитере Иоанне, никто не усомнился в правдивости его рассказа. Все решили, что речь идет как раз о стране со столицей в Ульне, о которой некогда поведал индийский архиепископ. 

По словам Гуго, царь и священник некоего далекого христианского государства одержал немало военных побед над персами и мидянами, а после решил посетить Иерусалим и помочь своим западным братьям в борьбе с мусульманами.

Никто в окружении папы не смел усомниться в правдивости этого рассказа, а потому понтифик немедленно выпустил буллу, призывая европейских рыцарей вновь обнажить свои мечи против неверных.

А чуть позже, примерно в 60-е годы XII века, в Европе появилось некое загадочное послание, автор которого именовал себя христианским царем Индии, пресвитером Иоанном. Этот таинственный правитель утверждал, что имеет достаточно сил для победы над мусульманами и предлагал европейцам военный союз. 

По свидетельству французского монаха Альбрика из монастыря Трех источников, изначально послание это было адресовано византийскому императору Мануилу Комнину. 

Долгое время считалось, что письмо было написано на греческом, а затем переведено на латынь. Но уже в наше время филологи доказали, что текст его изначально был латинским. 

Кем бы ни был его автор, он явно создавал свое послание с расчетом на то, что миф о далеком и могущественном христианском Царстве пресвитера Иоанна еще больше утвердится в умах европейцев. Цель его была вполне конкретна — ускорить подготовку нового крестового похода, вселив в католических монархов уверенность, что христиане из глубин Азии готовы немедленно присоединиться к крестоносцам. 

Где правда, а где ложь

Теперь необходимо разобраться, что правдивого есть в этой легенде.

1. Как ни удивительно, но в Индии эпохи Крестовых походов действительно существовали христианские общины. Если верить книге Деяний, это плоды миссионерской деятельности апостолов Фомы и Варфоломея. Историки же считают, что христиане в Индии появились чуть позже, только в IV веке. Первую общину в городе Кодунгаллур основал некто Фома Канский — торговец из Месопотамии. Именно его образ впоследствии слился с образом святого Фомы.

2. Реальными географическими объектами оказались город Ульна и река Фисон. Именно Ульной в Средние века именовали Паталипутру (город на северо-востоке Индии), а роль Фисона исполнял великий Ганг, протекающий в пределах этого города. Вот только христиан в Паталипутре никогда не было, это поселение всегда принадлежало буддистам...

3. Усыпальница святого Фомы действительно находится на полуострове Индостан, но довольно далеко от Паталипутры, в Мадрасе.

Собор св. Фомы в Мадрасе. Рядом находится усыпальницу апостола
Собор св. Фомы в Мадрасе. Рядом находится усыпальницу апостола

4. К большому разочарованию католиков, индийские христиане исповедовали несторианство, признанное папством ересью. И если в Европе последователей учения Нестора почти не осталось, то в Азии миссионеры-«еретики» дошли даже до Китая, где пользовались покровительством императоров династии Тан. Государственной религией несторианство стало сразу в двух центральноазиатских ханствах — кереитском и найманском (оба располагались тогда в пределах современной Монголии). Но сам факт, что на Востоке, за сплошным мисламским «занавесом» существуют христианские страны не могло не воодушевлять европейцев.

5. Еще более интересен образ самого пресвитера Иоанна. Большинство исследователей склоняется к тому, что его прототипом стал гурхан Елюй Даши — правитель монголоязычного государства Западное Ляо. Правда, он был буддистом и никогда не исповедовал христианство, но зато весьма успешно воевал с сельджуками, нанося султанам сокрушительные поражения. 

Дело в том, что в Западном Ляо проживало немало христиан, и они составляли значительную часть войска Елюя Даши. Видимо, те купцы, что принесли в Европу весть о победах гурхана, упоминали в своих донесениях многочисленных последователей Христа в его армии, а постепенно признали «своим» и самого правителя. Имя же Иоанн, вполне возможно, родилось от искаженного произношения титула гурхан.

6. Но если речь идет о монгольских землях, откуда в легенде упоминание об Индии? Вот с этим проще всего, ибо в представлениях европейцев того времени, Индией считалось все, что находилось дальше Персии. Правда, некоторые географы все же разделяли Индию на Ближнюю, Среднюю и Дальнюю, но стоит ли говорить о том, как размыты были их границы. 

Прекрасное далеко...

Так или иначе, но миф о прекрасном Царстве пресвитера Иоанна отлично прижился в Европе, и постепенно оброс потрясающими подробностями.

Каждый последующий летописец добавлял к описанию таинственного восточного царства свои красочки, и в результате получилось нечто совсем уж невиданное.

Итак, по свидетельствам неведомых очевидцев, Царство пресвитера Иоанна представляло собой настоящий земной рай, где жители не знают ни в чем недостатка, а потому не ведают ни зависти, ни злобы. Вода в их источниках излечивает все болезни, а пища изобильна и питательна.

Все реки, текущие в царстве берут свое начало в Эдемском саду, а дно их сплошь устлано драгоценными камнями. Золото в тех краях никто не считает — его выносят в огромных количествах на земную поверхность черные муравьи размером с поросят.

В самом центре царства находится фонтан Вечной юности, и каждый, испивший из него до самой смерти своей будет выглядеть не старше 30 лет.

Есть там таинственная каменная река, за которой живут пропавшие неведомо куда легендарные десять колен Израиля. А за горами, у самой границы царства и мира, томятся в ожидании апокалипсиса народы Гог и Магог — пожиратели трупов, которых освободит Антихрист перед концом света, чтобы повести на битву против войска Иисуса. 

А еще земля та полнится фантастическими существами: драконами, грифонами, фениксами, саламандрами, сатирами, киноцефалами, людьми с лицом на животе, с двумя головами, с ушами до пят и двенадцатью ногами… 

Киноцефалы — люди с песьими головами
Киноцефалы — люди с песьими головами

Правит этим царством могущественный царь-священник — пресвитер Иоанн, войско которого насчитывает 100 000 пехотинцев и 10 000 всадников. Своим государством Иоанн управляет при помощи волшебного зеркала, которое легко может показать ему любой уголок земли.

Неудачный поход Иоанна

Казалось бы, такая чудесная сказка! И все бы было хорошо, если бы в нее не верили так серьезно...

А пока Европа полнилась слухами, воодушевленные рыцари стали готовиться к Пятому Крестовому походу. Начался он вполне успешно. Рыцари под предводительством короля Венгрии и герцога Австрии осадили и взяли крупный египетский порт Дамиетту. Этот город был так важен для султана, что тот предложил крестоносцам обменять его на Иерусалим.

Кто бы мог подумать, но европейские рыцари ответили султану отказом! Дело в том, что незадолго до этого разнесся слух, что пресвитер Иоанн недавно разбил большое войско персидского султана, сейчас идет маршем на Бухару, а далее собирается повернуть к Иерусалиму. В такой ситуации, когда помощь была уже на подходе, заниматься дипломатическими уступками никому из рыцарей не хотелось.

На самом же деле, за христианское войско восточного государя были приняты орды Чингисхана, а его голубой штандарт с летящим белым соколом не слишком образованные папские информаторы посчитали за крест святого Андрея.

В который раз уверившиеся в своей безоговорочной победе, крестоносцы решили отправится навстречу чудесной армии, и выступили из Дамиетты к Каиру. Их необдуманный маневр оказался погибельным, войска султана окружили рыцарей и вынудили сдаться. Так бесславно была потеряна Дамиетта, а к Иерусалиму, разумеется, никто и не думал подходить. Пятый Крестовый поход завершился полным провалом и позором.

Но несмотря на это, вера в пресвитера Иоанна не угасла. Крестоносцы решили, что Иоанн просто не успел вовремя прийти на помощь, а дальше, в одиночку не решился атаковать войска султана. 

И даже когда обнаружилась ошибка с Чингисханом, европейцы продолжали верить в чудесное восточное царство. И продолжали его искать...

В поисках чудесного царства

В 1245 году по приказу папы Иннокентия IV на Восток отправилась группа францисканских монахов во главе с Джованни Плано Карпини. Помимо дипломатической и разведывательной миссии, касающейся монголов, монахи должны были собрать сведения и о Царстве пресвитера Иоанна.

По завершении своей миссии, кстати неудачной, Плано Карпини написал большой отчет о своем путешествии. Среди вполне достоверной информации, был там и ворох различных преданий. В частности, итальянец описывал битвы Чингисхана с самыми фантастическими противниками, в числе которых значилась и армия пресвитера Иоанна. 

До конца XIII из Европы к монголам были посланы еще несколько экспедиций. Но их участники так и не смогли найти таинственное христианское царство. Привозили одни только легенды.

В следующем столетии возникла гипотеза, что чудесное государство следует искать совсем не там, где искали раньше. И уже не итальянские, а португальские путешественники отправились в Африку. 

Нашли они там много всего интересного, в частности, даже большую христианскую общину на территории Абиссинии (современная Эфиопия). Однако африканские последователи Христа не были похожи на подданных могущественного Иоанна, а изыскания португальцев на Черном континенте в конечном итоге привели к открытию мыса Доброй Надежды и нового пути в Индийский океан.

Карта Африки и предположительное расположение Царства пресвитера Иоанна
Карта Африки и предположительное расположение Царства пресвитера Иоанна

Царство пресвитера Иоанна так никто никогда и не нашел. Историки до сих пор спорят, какие события и личности послужили основой для мифа. О самых известных версиях я постаралась рассказать, но вариантов развития событий много. 

Очень подробно миф проанализировал Лев Гумилев. Результатом исследований стал труд под названием «Поиски вымышленного царства». Но на мой взгляд, столь скрупулезный разбор легенды убивает ее саму и может быть интересен только специалистам.

Мне же хочется просто верить в сказки, узнавать интересные легенды и рассказывать вам о них.

Будьте здоровы и счастливы!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded